Итоги серии статей по SMO и SMM
С каждым годом цифровая среда создает новые типы взаимоотношений взамен традиционным. Особую роль в трансформации коммуникационного поля сыграли социальные медиа, которые сумели перенести все виды интеракций между людьми в пространство социальных сетей, вовлекая как обычных пользователей, так и представителей бизнес — среды.
В условиях нестабильности рыночной и информационной среды люди все чаще нуждаются в оперативных и гибких инструментах связи друг с другом.
Социальные сети, являясь в большинстве своем бесплатными для пользователей, стали источником вложений рекламодателей, pr-щиков, маркетологов, журналистов, бизнеса и властей.
В настоящее время многие компании сумели уловить и поддержать тенденцию стремительного развития интернет — технологий и социальных сетей, которые на данный момент стали эффективным инструментом получения прибыли. Об этом свидетельствует присутствие на площадках Facebook и Вконтакте таких компаний, как Coca-Cola, BMW, Starbucks, Сбербанк, Почта России. Ввиду этого факта, актуальность изучения социальных сетей как феномена современной реальности является неоспоримой.
Важно отметить, что на данный момент в силу «дикости» рынка существует проблема неоформленности стратегий продвижения. Данную особенность можно связать как с нарастающим стремительным развитием SMM – направления, так и с небольшим количеством накопленных знаний, практических навыков. Индекс «доверия» к информации, изложенной в социальных сетях, стоит на порядок выше, чем к СМИ в общем.
Важно подчеркнуть, что в силу быстрого развития цифрового мира, успешным в нем может быть только своевременный, уместный и правильно размещенный контент.
Коллективное внимание к содержанию контента, его коллективный анализ, дало нашему обществу более качественную информацию, мы вступили в новую эпоху, где пользователи сами представляют собой медиа. В этом новом мире активная аудитория стремится к добровольному взаимообмену. Из вышеуказанного следует, что идет постоянное приращение контента, что, несомненно является одной из главных особенностей в истории создания и формирования социальных медиа. Становление платформы веб 2.0 как субъект-субъектной формы коммуникации важно с точки зрения вторжения этой технологии в повседневную жизнь людей. Появление такого феномена как платформа веб 2.0, а затем и социальных сетей, привело к масштабным антропологическим переменам, прежде всего потому, что они стали крупнейшим в истории хранилищем личной информации о человечестве.
Виртуальная среда не только формирует новые виды коммуникации в сети, но и качественно соприкасается со всеми видами «реальной человеческой деятельности». При слиянии «реального» и «виртуального» происходит трансформация «реальных» видов человеческой деятельности в виртуальные, перенесение базовых смыслов, традиционных схем в сеть. Более того, на выходе мы получаем трансформированную качественно новую систему отношений, пришедшую в мир из социальной сети, которая находит себя в реальном мире. Таким образом, можно сделать вывод о том, что виртуальная реальность очень схожа с повседневными практиками, она отражает культурные тенденции уже существующие в деловом мире и быту в социальных сетях.
Говоря об особенностях и проблемах формирования рынка SMM, хочется сделать несколько выводов. Во-первых, социальные медиа- это особый вид коммуникации, который носит массовый характер. Во-вторых, создание контента и его распространение осуществляется собственно пользователями социальной сети, которые выступают в роли авторов, соавторов, комментаторов, редакторов, фотографов и т.д. В-третьих, информация, произведенная в социальных сетях, может влиять на широкую общественность. В-четвертых, быстрое реагирование в реальном времени. Под этим мы подразумеваем, что социальные сети, действуя как «сарафанное радио», распространяют информацию куда быстрее и точнее традиционных СМИ.
Основные проблемы рынка социальных сетей связаны в первую очередь с его молодостью. Главная проблема связана с отсутствием грамотных компетентных специалистов в этой области, отсюда вытекает такая проблема как использование нелояльных по отношению к пользователям «серых» и «черных» методов продвижения. В то же время из последней проблемы вытекает и положительная тенденция к введению санкций администрацией социальных сетей в связи с их развитием. Одной из главных проблем стоит выделить вообще отсутствие сформированных методов продвижения, а также отсутствие четких критериев оценки эффективности результата. Более того, в настоящее время только начинает оформляться правовой аспект, учитывающий ответственность сторон в ходе выполняемого проекта и определенные юридические риски.
Множество вариаций в стратегиях мы соотносим с динамичностью развития рынка SMM, недолгим информационным присутствием на площадках социальных сетей компетентных специалистов «креативного класса», использующих в своей деятельности скорее «творческий» подход, нежели классический стандартизированный. Стратегии трудно подвергнуть типологизации из-за «незавершенности» этапа их формирования, в случае с разными видами стратегий эксперты четкой систематизации не обозначили. Однако мы попытались классифицировать стратегии, используя экспертные мнения по данному вопросу. По итогам исследования нами были выделены следующие стратегии:
1. Создание и ведение сообщества
2. Контент маркетинг
3. Вирусное продвижение
4. Таргетированная реклама
5. Спам
6. Естественное вовлечение за счет хештегов
7. Проведение конкурсов, акций, розыгрышей
В ходе нашего исследования оказалось, что эксперты обозначили абсолютно разные стратегии продвижения. Это может быть связано с ориентированностью на определенные целевые аудитории и разные площадки социальных сетей.
Интересным выводом стало то, что существует мало критериев оценки результативности продвижения, на данный момент они находятся лишь на стадии своего становления. Важным моментом, касательно стратегий, несомненно является отсутствие четкой их типологизации, что связано с практической направленностью самого вида деятельности по продвижению и быстрая смена тенденций в связи с меняющимся рынком и постоянным образованием новых социальных площадок. Наиболее популярными среди основных стратегий продвижения все эксперты выделили на сегодняшний день стратегии продвижения с помощью таргетированной рекламы и стратегии создания и ведения сообществ, с наполнением качественным контентом.
Нами также был выделен ряд факторов, определяющих степень эффективности стратегии в Social Media Marketing. Среди них можно выделить следующие:
• Понимание заказчиком реального положения дел и его готовность принять ситуацию, действующую на рынке SMM, невзирая на собственные представления заказчика о том, как нужно осуществлять продвижение;
• Ясные критерии оценки результата;
• Правильность выбранных инструментов и своевременность их использования в продвижении;
• Приоритет на ориентирование стратегии под конкретную целевую аудиторию;
• Лояльность к потребителю продвигаемых товаров и услуг. Работа с обратной связью и ее учет в корректировании продвижения.
По итогам дипломной работы мы выявили, что на данном этапе рынок социальных сетей находится на стадии своего становления. В настоящем и обозримом будущем возможно только очертить горизонты того, что предстоит изучить и понять в новой сложившейся дисциплине. Важно подчеркнуть одну из главных особенностей, лежащую в основе социальных медиа, – «быстросменяемость» всех направлений и факторов, связанных с социальными сетями. Наблюдается постоянная смена тенденций, самих сетей, приложений, в то же время идет перманентный прирост аудитории разных возрастов, а также появление новых идей, платформ, которые представители журналистики, социологии, маркетинга даже не прогнозировали. Это в свою очередь делает индустрию социальных медиа такой привлекательной для дальнейшего исследования.
Источник материала — дипломная работа Ждамировой Веры по теме: “SMM – основные стратегии продвижения”. При цитирование материалов статьи просьба ставить ссылку на автора.
Также для всех читателей мы рады предложить вам свою услугу в области SMO и СММ — Наполнение групп Вконтакте.