Маркетинг в социальных сетях. Ответы от SMM специалистов.
В ходе работы были опрошены действующие SMM специалисты по вопросам маркетинга в социальных сетях. В данной статье хотелось бы изложить их мнения по наиболее интересным вопросам.
Одним из вопросов к SMM специалистам был:
Расскажите, пожалуйста, что вы думаете об основных проблемах рынка smm? С чем Вы их связываете? Какими Вам видятся решения этих проблем?
Характеризуя проблемы, существующие на рынке SMM, мнения экспертов не были единодушными в своих высказываниях. Каждый выделял несколько проблем, но в то же время все эксперты обратили внимание на одну общую проблему – отсутствие грамотных компетентных специалистов в области маркетинга в социальных сетях.
«Проблема…недостаток квалифицированных специалистов на рынке SMM. Естественно, я имею в виду не тех, кто умеет нарастить паблик в миллион человек, а тот, кто может работать с бизнесом» , «малое количество действительно грамотных специалистов» . Среди проблем эксперты также выделяют непонимание участниками бизнеса эффекта, который следует ожидать от внедрения SMM в свой маркетинговый план «есть проблема непонимания рекламодателей какого эффекта ждать от SMM» . Помимо этого, значительной проблемой, на которую указали большинство опрашиваемых, является отсутствие разработанных методов продвижения и, как следствие, наличие серых и черных методов «преобладание серых и черных способов продвижения на рынке маркетинга в соц сетях, отсутствие прозрачности рынка» . Интересно в данном ключе рассмотреть антагонистическую позицию другого эксперта в SMM который, наоборот, в качестве проблемы видит применение санкций социальными сетями по отношению к серым методам: «наиболее актуальной проблемой являются санкции соц. сетей к серым методам продвижения (привлечение офферов, приглашения), то есть соц. сети хотят чтобы любое продвижение шло через их рекламные ресурсы, а это получается в 5-10 раз дороже и в результате не интересно клиентам» . Рассматривая проблемы рынка SMM, нельзя не указать на недостаточное количество понятных, адекватных инструментов измерения эффективности продвижения. Несмотря на то, что на данную проблему указали всего трое из семи опрошенных экспертов, ее значимость кажется нам высокой ввиду стремительного развития данного рынка, который необходимо подвергать постоянному мониторингу с целью улучшения показателей KPI и других показателей эффективности «Недостаточное количество веб-аналитики, недостаточное кол-во инструментов измерений веб-показателей, не понятно, как считать лояльность пользователей, именно поэтому это возможно одна из самых основных проблем» . Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что наблюдается непреложная особенность рынка SMM влиять на процессы его формирования, естественным образом открывая новые возможности и создавая неминуемые проблемы. Ввиду того, что площадки социальных сетей как средство для развития бизнеса являются довольно «молодыми», как в плане возраста участников SMM, так и в смысле «незрелости» самого рынка, его формирование и постоянное обновление состава игроков происходит достаточно «болезненно», как для потребителей контента, которые так или иначе соприкасаются с серыми и черными методами продвижения, так и для владельцев бизнеса, с их несформированным до конца пониманием значимости социальных сетей как инструмента для увеличения и расширения бизнеса.
Также был задан вопрос о зависимости выбора маркетинговой стратегии продвижения в социальных сетях от целевой аудитории.
Каждая аудитория, будь то массовая аудитория или luxury сектор, имеет свой набор потребностей и включает собственную поведенческую модель, что определяет стратегию маркетинга и подаваемый потребителям контент.
Несколько экспертов продемонстрировали глубокий подход к рассмотрению данного вопроса, выделив психологическую составляющую как одну из основных при определении того, что нужно аудитории: «все зависит от психологии напрямую. Будет ли аудитория, состоящая из богатых людей участвовать в каких-то конкурсах, акциях, розыгрышей бесплатных маек? Вряд ли. Им будет интереснее читать полезный контент, то есть в данном случае на luxury сектор лучше воздействовать контентным маркетингом» , «люди со статусом в основном пользуются Фейсбуком, там хорошо продвигаются товары класса люкс, здесь подойдет наполнение групп стильным контентом» . Обобщая суждения экспертов, можно выделить несколько категорий, таких как «статус», «контент», играющие ключевую роль в выборе пользователями — сети, а smm-специалистами площадки и стратегии продвижения.
Среди основных площадок присутствия целевой аудитории большинство экспертов на первое место поставили Вконтакте «основным местом сосредоточения российской аудитории несомненно является Вконтакте, хотя покупательная способность у «Одноклассников» пока выше» , «уже сейчас Вконтакте несомненно является лидером, а через 2-3 года, когда аудитория Вконтакте «постареет», он станет главной площадкой вложения и «перетекания» капитала» . Второе почетное место, по мнению экспертов, разделили Facebook и Instagram, которые в свою очередь являются, как уже было сказано выше, эффективными каналами продвижения для определенного сегмента целевой аудитории.
В ходе нашего исследования возник вопрос о том, с аудиторией каких социальных сетей выгоднее всего работать. Здесь мы наблюдаем зависимость присутствия определенного «класса» аудитории в конкретных социальных сетях и как следствие воздействие на нее. Причинной связи «статуса» и «дохода» (на значимость данных характеристик для выбора сети указали все эксперты) пользователя с присутствием в определенной социальной сети выявлено не было. Для того, чтобы дать понимание того, какая аудитория более платежеспособна, представляет большие возможности для приращения капитала, один из экспертов предложил выделить как критерий для разделения работы с аудиторией способ ведения бизнеса «зависимость есть и она определяется в зависимости от того, какой бизнес» . Если это b2b, то есть, бизнес оказывает услуги бизнесу, то выгоднее всего работать на площадках Facebook, LinkedIn, Профессионалы и, соответственно, воздействовать на данный массив аудитории сквозь эти сети «таким людям интересна целевая аудитория, способная продать. Это топ-менеджеры, руководители отдела закупок, менеджеры отдела маркетинга и тому подобное. Исходя из этого..такие люди больше сидят в таких социальных сетях, как Фейсбук, Linkedin, профессионалы и другие подобные социальные сети» . Другая форма бизнеса b2c предполагает бизнес для клиентов, и наиболее актуальной площадкой для взаимодействия с аудиторией являются массовые сети такие как Вконтакте, Одноклассники и т.д. Обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что приращение капитала идет независимо от площадки. Необходимо понимание того, на какую аудиторию нужно воздействовать, и в зависимости от этого выбирать социальную сеть.
Это были только первые вопросы к экспертам SMM по маркетингу в социальных сетях. Далее вопросы будут еще интереснее – не пропустите.
Источник материала — дипломная работа Ждамировой Веры по теме: “SMM – основные стратегии продвижения”. При цитирование материалов статьи просьба ставить ссылку на автора.
Также для всех читателей мы рады предложить вам свою услугу в области SMO и СММ — Наполнение групп Вконтакте.