Кастдев (CustDev) для бизнеса: что это, примеры вопросов, как пригласить участников и провести интервью?!
В статье разберемся с таким инструментом маркетинга, как кастдев/CustDev.
- Расскажу, что это такое простыми словами, о том, как я на практике участвовал и проводил кастдевы.
- Дам список типовых вопросов для кастдева с примерами, который можно эффективно использовать.
- Также разложу по полочкам организационные аспекты, как приглашать участников респондентов и проводить CustDev интервью.
Также вы сможете заказать услугу организации и проведения кастедева, если этот инструмент вам зайдет. Давайте начнем с понятий.
Что это такое кастдев простыми словами?!
Кастдев (от англ. customer development, сокращенно CustDev, дословный перевод «развитие клиента») — это инструмент интернет-маркетинга, представляющий из себя опрос потенциальных потребителей будущего продукта, с целью выявления их основных потребностей, предпочтений, привычек и других особенностей.
Проведение кастдева позволяет выяснять особенности выбора, процесса покупки и использования товаров и услуг среди вашей целевой аудитории.
Говоря совсем простыми словами, кастдев позволяет лучше понять, что нужно вашей целевой аудитории, какой продукт/услуга будет востребован с большей вероятностью. Это инструмент может быть использован, как при запуске нового бизнеса, так и при запуске новых продуктов внутри существующего бизнеса.
Что такое кастдев на практике?
На практике впервые я узнал, что такое кастдев, как респондент. Респондент — это тот, кто отвечает на вопросы. Я настраиваю поисковую рекламу Яндекс Директ, собственно по этой теме мне и предложили поучаствовать в кастдеве. В назначенное время мы созвонились по видеосвязи и я ответил на вопросы. Вопросы касались моей деятельности по настройке Директа. Спросили про мои проекты, ниши, с которыми работаю, с какими сложностями и трудностями я сталкиваюсь и некоторые другие вопросы.
Также я принимал участие в кастдеве, и как интервьюер для проекта заказчика. Моя задача была организовать и провести интервью, согласовать с участниками время, созвониться и задать вопросы, которые предоставил заказчик.
Вообще форматы проведения кастдевов могут быть разными. Из моей практике чаще всего это удаленные видеоинтервью средней длительностью 20-60 минут. Как правило, этого времени достаточно, чтобы получить достаточно развернутые ответы по основным вопросам.
Перейдем, собственно, к основным вопросам.
Примеры вопросов для кастдевов.
Вопросы для кастдева составляются сугубо индивидуально, в зависимости от задач, которые хочет решить бизнес с помощью CustDev, как инструмента.
Ниже я приведу примеры универсальных вопросов для кастдева, которые можно задавать для широкого спектра продуктов/услуг большинства бизнесов.
15 универсальных вопросов CustDev в качестве примера:
- Где и как вы приобрели продукт/услугу впервые? Опишите процесс выбора и покупки товара/услуги в первый раз?
- Каковы ваши основные мотивы при выборе продукта/услуги сейчас? Что влияет на ваш выбор?
- Как часто вы используете продукт/услугу в последнее время? Как часто вы использовали ранее? Если частота использования изменилась, то по каким причинам?
- Главные моменты, связанные с продуктом/услугой, которые вы можете выделить? Что вам важно в товаре или услуге?
- Какие улучшения или дополнения вы бы предложили? Что бы поменяли или добавили в товаре или услуге?
- Как бы вы оценили свой опыт использования продукта/услуги до настоящего момента?
- Можете ли вы привести примеры того, как продукты/услуги помогли вам или были полезны? Как и для чего вы обычно используете товары/услуги?
- Как часто продукт/услуга соответствует вашим ожиданиям?
- Что вам больше всего нравится в продукте/услуге? Какие основные достоинства потребляемого товара/услуги вы бы выделили?
- Что бы вы хотели изменить/улучшить в продукте/услуге, чтобы сделать его еще более удобным/интересным для вас?
- Как вы относитесь к ценам на товары/услуги? Считаете ли их справедливыми? Если нет, то какие цены были бы справедливыми на ваш взгляд?
- Что на ваш взгляд определяет качество продукта/услуги?
- Как вы оцениваете качество потребляемых товаров/услуг в последнее время? Замечаете ли изменения качества?
- Планируете ли вы продолжать пользоваться товарами/услугами? Если планируете, то как часто планируете пользоваться?
- Как часто вы рекомендуете продукт/услугу друзьям? Если не рекомендуете совсем, то по каким причинам?
Естественно, что какие-то вопросы из списка будут не актуальны для конкретного кастдева в определенной нише бизнеса. Например, по причине того, что товар или услуга не предполагает повторных покупок, поэтому нет смысла задавать вопросы связанные с повторными покупками в будущем. Также для отдельных товаров/услуг ответы на некоторые вопросы могут быть очевидными, на них также может не стоит тратить время респондента.
Важно понимать, что кастдев — это работа с людьми и важно учитывать их затраты времени на участие. Это время чаще всего оплачивается. Средняя ставка для респондентов на участие в кастдеве 1500 руб/час.
Теперь перейдем к рассмотрению, организационных вопросов, а именно рассмотрим, как найти и пригласить участников на CustDev и организовать интервью.
Как находить участников кастедева и проводить опрос.
После того, как список вопросов будет готов, важно найти целевую аудиторию, которой эти вопросы необходимо будет задать. В поиске респондентов для проведения интервью важно понимать, с какой именно аудиторией вы хотите работать в будущем. Для кого конкретно вы хотите создать продукт/услугу, кто эти люди, их пол, возраст, предпочтения, что они уже потребляют, чем интересуются, в каких сообществах состоят. Чем подробнее вы опишите условный портрет вашей целевой аудитории, тем больше пользы кастдев принесет для вашего бизнеса.
Количество участников для опроса будет зависеть также от выбранной вами ниши. Если вы планируете продукт массового спроса и целитесь на достаточно широкую аудиторию, то количество участников может быть от несколько десятков до нескольких сотен. Если же продукт планируется эксклюзивный, на узкую аудиторию, то кастдев может проводиться и на 5-10 респондентов.
Найти респондентов для кастдева можно разными способами. Основные это:
- Тематические ресурсы/сообщества/паблики/клубы по интересам. Пишете пост-предложение (объявление) поучаствовать в кастдеве и ждете откликов.
- Реклама с таргетированием, например таргет ВКонтакте или Рекламная Сеть Яндекса(РСЯ) . Можно привлечь респондентов на кастдев рекламными инструмента. Если потребуется помощь с настройкой такой рекламы, можете оставить заявку.
- Личные связи и/или знакомые знакомых. Если знакомые уже работают с нужными вам потребителями, можно попросить контакты у них. Хорошо работают личные связи в узких нишах, где дотянуться до ЦА не так просто.
Набирать кандидатов на интервью лучше с кратным запасом, поскольку очень вероятно, что в процессе, кто-то не сможет, кто-то передумает, а кто-то окажется не целевым.
Организовать проведения кастдева несложно, алгоритм примерно следующий:
- Связываемся с кандидатами, которых нашли и согласуем проведение интервью.
- Обязательно согласуем время, место, формат проведения, когда и как он и вы можете, тайминг (время на ответы, общую продолжительность), иногда имеет смысл заранее согласовать вопросы. По формату это обычно онлайн-видеоконференция с записью в телеграмме, скайпе, зуме или гуглмит.
- В назначенное время связываемся с участником и проводим кастдев. Перед началом записи видеоинтервью рекомендую немного пообщаться с участников, ввести в курс дела. После включения записи видеоинтеревью, предпредите участника о том, что записываете. Если планируете публиковать, то об этом также следует предупредить.
- Задавайте вопросы по порядку, следите за соблюдением тайминга, ответы должны быть развернутыми и в то же время по сути вопроса без сильного ухода в сторону.
- В конце интервью поблагодарите участника за уделенное время.
Собственно, проведение кастдева это не так уж и сложно, просто требует времени и умения тактично вести опрос. Если вы захотите своё время сэкономить, то можете обратиться за помощью в проведении CustDev ко мне. Просто оставьте заявку по ссылке ниже. Могу помочь с проработкой вопросов, поиском респондентов и в непосредственном проведении кастдевов.