PR в Интернете: как не стать спамером
PR методики многогранны. Столь же многогранными могут стать результаты PR кампании – от известности марки до отвращения к ней «благодаря» непрофессионализму или использованию спамерских способов. Где заканчиваются «связи с общественностью» и начинается «навязывание общественности»? Чем отличается PR спамер от онлайн пиарщика? Отвечает администратор сайта smo-i-seo.ru в интервью журналу «Пресс-служба».
– Как давно Вы занимаетесь пиаром в Интернете? Каких высот удалось достичь?
– Пиаром в Интернете я занимаюсь больше 2 лет. Поначалу это было некое хобби. Понадобилось собственными силами продвигать сайт, который я администрировал. Тогда я попробовал пиар на вкус. Вкус прямо скажем не сладкий, местами даже горький. Но со временем втянулся, перешел на более профессиональный уровень. Сейчас я организую работу команды по пиару в Интернете, где являюсь координатором. Мы имеем свой сайт smo-i-seo.ru. Сайт стартовал совсем недавно. С помощью него мы планируем сделать работу заказчика с нами доступнее и удобнее. За плечами достаточное количество не очень крупных проектов пиара на интернет-ресурсах и несколько довольно масштабных на мой взгляд.
– Чем, по-вашему мнению, отличается пиар в Интернете и пиар, например, в печатных СМИ? Расскажите об особенностях онлайн-пиара.
– Интересный вопрос. Трудно себе представить, что читатель газеты, к примеру, будет распространять информацию, которую получил. Тем более рекламного характера. Интернет же в этом отношении обладает несравненно большим потенциалом. Информация в Интернете имеет свойство растекаться легко и непринужденно. Основная особенность онлайн-пиара в том, что аудитория может являться не только объектом пиара, но также быть его непросредственным участником. Интернет делает передачу информации от пользователя к пользователю быстрой и удобной, для чего он собственно и создавался. Стоит отметить также, что в связи со свойством информации самораспространяться вытекает еще одна очень важная особенность. Трудно предсказать возможный эффект от пиар-кампании в Интернете. Интернет-пиар в этой связи обладает непредсказуемостью и многое здесь зависит не только от работы пиарщика, но от материала, который распространяется.
– То есть начиная пиар-кампанию в Интернете, сложно прогнозировать результаты? А тогда как убеждать заказчика в необходимости онлайн-пиара? Ведь зачастую ему нужны цифры, конкретные результаты…
— Я сам во всем стараюсь стремиться к четкости. Думаю никому не понравиться, если ему будут предлагать пиар «как-нибудь». Но тут важно понимать специфику продвижения. Можно увидеть непосредственно процесс деятельности пиарщика. Наша работа описывается в цифрах, например количество полезных сообщений содержащих пиар, количество площадок участвовавших в акции. Основываясь на этих цифрах наша работа и оплачивается. Но трудно спрогнозировать отдачу. Сам эффект будет ясен только потом. Тут как в жизни, никогда не почувствуешь вкус яблока пока не попробуешь на зубок. Также немаловажно понимать саму сущность налаживания связей с общественность. Целью пиара не является продажа товара или услуг. Public Relations служит формированию определенного положительного образа товара или услуги. Пиар – это прежде всего престиж компании, а уже потом продажи. Наша задача в данной связи создать у заказчика понимание этих важных особенностей пиара.
– Часто получается вместо «как лучше» – «как всегда», т. е. пиарщики вместо продвижения занимаются спамом…
– Пиарщики, к счастью, не занимаются спамом.
Говорят, между любовью и ненавистью один шаг. Так вот – и в пиаре почти то же самое. Пиарщик может в один момент превратиться в спамера, если начнет нарушать основные принципы интернет-пиара. Основные из них: выбор для пиара целевой подходящей аудитории и качественность подаваемого материала.
– Получается, шаг в сторону спама делают те пиарщики, которые не умеют (или не хотят утруждаться) выбирать ЦА, например предлагая на женских форумах алюминиевые кабели, и не могут создать яркий и привлекательный материал. Зачастую этим «отличаются» пиарщики-новички… Следовательно, у них велика вероятность вместо пиара выдать спам? У кого учиться новичкам онлайн-продвижения? По книгам? У опытных коллег? На специальных курсах?
Я сам когда то начинал и теперь оглядываясь назад понимаю свои ошибки. Расхожая фраза при игре в подкидного дурака – «Дурака учим». Вот и пиарщика-новичка интернет тоже учит. Средств в сети для этого предостаточно – это блокировка нарушителей порядка баном, удаление сообщений модераторами, различного рода штрафы и наказания. Новичку важно работать, работать над собой, над своими ошибками, узнавать что то новое и забирать себе всё самое полезное. А помощников в этом деле предостаточно – книги, опытные коллеги, курсы вплоть до окончания высших учебных заведений. Советовать что то конкретно не буду, тут всё индивидуально, кому то книги лучшие друзья, кому то преподаватели. Совет новичкам – испытывайте жажду знаний, это поможет вам развиваться, и не ленитесь трудиться, — это поможет не свернуть с истинного пути.
– Как Вы думаете, пиар-спамерами становятся умышленно или по незнанию технологий и методик продвижения?
– Пиар-спамер… Интересная формулировка. Каждый день, проверяя почту, я удаляю порядка 80% писем. Это письма спамеров. Часть писем – это реклама спамерских услуг по рассылке. И чуть ли не каждый в своих письмах заявляет, что с такой пиар-технологией как у него можно сказочно обогатить свой бизнес. Спрашивается. Почему же письма таких сказочников и чародеев оказываются у меня в корзине, навсегда отбив у меня желание связываться с горе пиар-мастерами? Моё мнение – пиар-спамерами становяться просто ленивые люди, которые ленятся сделать лишнюю работу, ленятся глубже вникнуть в технологию пиара. Все люди ленивы по своей природе. Просто некоторые понимают, что можно, а что нельзя, и готовы пересилить свою лень.
– А как не стать таким спамером? Как найти ту грань, где заканчивается «связь с общественностью» и начинается «навязываение общественности»?
– Многое в жизни человека решают принципы. Пиарщику, чтобы не стать спамером, нужно быть принципиальным и четко понимать свою работу. Грань между пиаром и спамом идёт там, где заканчивается желание раскрутиться и начинается уважение к аудитории.
– Чем различаются методы интернет-пиарщика и методы спамера?
– Метод пиарщика – максимум усилий на выработку положительного отношения у целевой аудитории.
Метод спамера – максимум вовлеченного народа с расчетом, на процент аудитории, которую спам сможет заинтересовать.
– Расскажите, каким должен быть качественный пиар в Сети?
– Трудно сказать что определяет качество пиара. Наверное, сама технология.
Если в двух словах, то профессионализм пиарщика определяет качественный пиар. Пиар в Сети очень емкое понятие. Скажу лишь, что сеть социальная – сеть ВКонтакте на данный момент имеет более 64 миллионов зарегистрированных пользователей. Обсуждение даже отдельного вопроса по пиару в соц. сети ВКонтакте отняло бы львиную долю времени. Тут я бы посоветовал читателям посетить наш сайт и ознакомиться со статьями, посвященными пиару. Там таких не одна.
– Кто должен заниматься онлайн-продвижением? Лучше это отдавать на аутсорсинг или выполнять своими силами?
– В любом деле есть любители, а есть профессионалы. Любитель делает для себя, профессионал – как для себя, так и для других. Если у вас есть свой проект, есть время и желание заняться его продвижением в Сети, то на мой взгляд вам стоит попробовать. Другое дело, если у вас есть проект, но вы не хотите вникать в дела пиара, не хотите рисковать репутацией, то тут без профи не обойтись. Немаловажная задача при аутсорсинге (передаче дел в руки профи) правильный выбор. Будьте осторожны! Мошенничество и кидалово в Интернете довольно частое явление.
– Если отдел пиара отдает проведение онлайн-кампании стороннему лицу, то как сотрудникам компании быть уверенными, что их пиар не превратится в спам?
– Хотите быть уверенными – возьмите дело под контроль.
Во-первых нужно четко спланировать сотрудничество. Немаловажное участие в пиар-кампании должен принимать непосредственно заказчик. Нужно добиться четкого понимания работы пиарщиков, ознакомиться с примерами их работ. Не стоит доверять пиарщикам всё и сразу. Начать следует с малого. Заказчику необходимо следить за ходом пиар-кампании, вносить свои коррективы по мере необходимости, например при возникновении негатива со стороны аудитории. Отпуская процесс на самотёк, компания рискует не только пустить бюджет пиар-кампании на ветер, но и заработать дурную репутацию для фирмы, что намного страшнее.
– Представим ситуацию, что мы – компания, которая вместо качественных услуг и знания своей марки получила ярлык «главный спамер Рунета», сама того не желая… Как поступать в таких ситуациях? Какими методами исправлять ситуацию? Или проще сменить название?
– Нужно смотреть по ситуации. Насколько важна интернет-аудитория для компании. Имеется ли возможность начать с чистого листа. Восстановление репутации – вещь сложная и индивидуальная. Но невозможного ничего нет. Методы опять же будут зависеть от специфики. Но важно, на мой взгляд, – осознать свою ошибку, дабы не допускать подобного в будущем.
– Чтобы вы пожелали тем, кто хочет попробовать пиар в интернете?
– Пожелаю всем, у кого есть желание заняться пиаром самостоятельно, или доверить это дело профессионалам – вдохновения, творческой мысли. Без неё в пиаре никуда. Вы должны научиться думать о ваших будущих клиентах. Уловить ту самую нить связи с общественностью. Не стану советовать никаких книг, видеотренингов и подобного. Ваши братья – интернет-страницы, ваш отец – опыт. Читайте статьи о продвижении, подчеркивайте для себя ценное и что не менее важно – пробуйте, эксперементируйте. Теория без практики, что брачная ночь без невесты. Удачи в делах!
Интересное интервью. Пиарщики — это те кто делают качественный продукт, главная идея статьи.